- СОСЛОВИЕ
- – одна из форм юридического закрепления классовых различий, возникшая ещё в рабовладельческом обществе и получившая наибольшее развитие при феодализме. Как указывал В. И. Ленин, «...в рабском и феодальном обществе различие классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского и феодального (а также крепостного) общества были также и особыми сословиями» (Соч., т. 6, стр. 97). Вместе с тем различие между классами и С, как подчёркивал В. И. Ленин, состоит в том, что классы отличаются один от другого не юридическим:; привилегиями, а фактическими условиями.
Сословное деление общества основано на классовом делении. Но сословная принадлежность не совпадает полностью с классовой принадлежностью.
Классы, как определяет В. И. Ленин, это – «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Соч., т. 29, стр. 388). Классы отличаются друг от друга по экономическим признакам. Сословное деление общества выражается в том, что эти экономические отличия закрепляются юридически, причём юридические признаки не совпадают полностью с экономическими. Так, напр., во Франции накануне буржуазной революции конца 18 в. сохранилось деление на три сословия – духовенство, дворянство и третье сословие. К последнему же причислялась буржуазия (крупная и мелкая), крестьянство и незначительная часть рабочих. В царской России рабочие причислялись к мещанам наряду с ремесленниками и купцами. Поэтому С. – это такие группы людей, за которыми государство закрепляет не только различие в их классовом положении, но и ряд других особенностей их общественного положения.
Сословное деление общества прежде всего характеризуется тем, что за господствующими классами (в рабовладельческом и феодальном обществах) юридически закрепляются определённые привилегии, а за угнетёнными классами самые обременительные повинности. Таковы, напр., различия между патрициями и плебеями в рабовладельческом Риме в древнейший период его истории (6–4 вв. до н. э.), между сенаторами, всадниками и низшими слоями населения в том же государстве в императорскую эпоху; различия между духовенством, дворянством, с одной стороны, и крестьянами, ремесленниками и купцами – с другой, в средневековой Западной Европе, в славянских феодальных государствах и в России, где низшие сословия объединялись наименованием «подлых».
Аналогичное разделение на С. встречается и а феодальных государствах Востока. Так, в Казахстане к числу привилегированных групп относились ханы, бии, в странах Средней Азии – баи, на Кавказе – беки, в Турции – янычары и сипахи, причём к числу привилегированных сословий принадлежало и мусульманское духовенство. В Китае в феодальную эпоху класс феодалов-помещиков состоял из маньчжурского наследственного дворянства, военно-феодальной знати, крупных и средних чиновников, духовенства и т. п. В Японии господствующие классы при феодализме состояли из даймимё (владетельных князей), самураев (военнослужилой группы), синтоистского и буддийского духовенства и чиновничества.
Основой привилегированного положения всех высших сословий при феодальном строе была феодальная собственность и владение землёй. Что касается рабовладельческого общества, то и там первоначально крупная собственность на землю была основой для сословных привилегий, но впоследствии (напр., в Риме в императорскую эпоху) этой основой стал имущественный ценз.
Другой характерной чертой сословного деления общества является замкнутость С, выражающаяся в том, что государство в интересах сохранения незыблемости и «чистоты» господствующих сословий всеми мерами препятствует проникновению членов низших сословий в высшие. Наиболее резкое выражение такой замкнутости обнаруживается в кастах (замкнутых социальных группах, объединённых определёнными занятиями и представлением об общем происхождении).
Третьим признаком С. является передача сословной принадлежности по наследству.
В России С. были окончательно оформлены при Екатерине II изданием Жалованной грамоты городам (см.). К привилегированным С. относились дворянство и духовенство. Остальные делились на мещан (городских людей) и крестьян. Это деление просуществовало до 1917 г.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция до конца последовательно и решительно покончила с делением общества на С, как одним из феодальных учреждений. По декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 23 ноября 1917 г. были упразднены все С. и сословные деления, привилегии и ограничения, организации и учреждения, гражданские чины, звания и титулы.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.